Статья
в журнале "Крестьянка". № 11, с. 68-71. 2005 год.
Нынешний
театральный сезон Московская оперетта начала с премьеры мюзикла "Моя
прекрасная леди". Главную роль в нём с блеском исполняет заслуженная
артистка России Елена ЗАЙЦЕВА. Она - настоящая примадонна. Свидетельство
тому - её красота, чудесный голос и ведущие роли в спектаклях: "Принцесса
цирка", "Мàрица", "Сильва", "Фиалка
Монмартра", "Весёлая вдова".
- Елена, как вы думаете, почему современный зритель идет
в оперетту?
- Зритель идет прежде всего за красивой сказкой, которую не может получить
в реальной жизни. А в оперетте он ее находит.
- Но сейчас об оперетте порой говорят как о «нафталиновом»,
умирающем жанре.
- Я с этим абсолютно не согласна. Во-первых, опереточные постановки,
как в любом другом жанре, можно обновлять, вносить изменения в соответствии
с духом времени. А во-вторых, почему, например, про классическую оперу
не говорят, что она умирает? Произведения классической оперетты рассказывают
о вечном - о любви и ненависти, верности и предательстве, дружбе и подлости,
с неизменно счастливым, жизнеутверждающим концом. И все это - в сопровождении
великолепной музыки Оффенбаха, Легара, Штрауса, Кальмана. Это всегда
будет привлекать людей...
- Как вам кажется, столь модные сегодня мюзиклы, скалькированные
с бродвейских постановок, могут сменить оперетту?
- Ни в коем случае! Как раз сейчас становится очевидно, что время увлечения
зрителя мюзиклами уже проходит, и можно с уверенностью сказать, что
мюзикл не в состоянии заменить классическую оперетту. Они, скорее, как
близнецы-братья - родственные жанры. Элементы мюзикла могут добавить
шарма традиционной оперетте, в то же время в мюзикле всегда ценился
хороший вокал, пластика- то, без чего нельзя себе представить классическую
оперетту.
- Оперетта - легкий жанр?
- Напротив, очень тяжелый, а может быть, самый трудный, если разбирать
его по всем составляющим. От темпераментной беседы перейти к классическому
вокалу, а затем к зажигательному танцу, при этом сохраняя улыбку, огонь
в глазах-вот в чем наивысшее мастерство. Мы выходим на сцену для того,
чтобы у зрителя возникло ощущение праздника, веселья, непосредственности,
чтобы он ушел с хорошим настроением, чувством счастья внутри. А это
все очень большой труд. Поэтому легкость - она не в исполнении, но в
восприятии зрителем происходящего на сцене.
- Елена, а правда, что вы родились в день рождения Московской
оперетты, 24 ноября?
- Да. И это, определенно, знак судьбы.
- Актрисой мечтали стать с детства?
- Нет, актрисой стать я не мечтала, поскольку мало об этой профессии
знала. Скорее певицей. Сколько себя помню, я всегда любила петь эстрадные
песни. Когда никого не было дома, становилась перед зеркалом и распевала,
подражая известным певцам. Как я понимаю сейчас, ничем другим в своей
жизни я бы заниматься не смогла.
- А каким образом домашняя самодеятельность переросла в
серьезные занятия вокалом?
- Путевку в мое вокальное бытие дала мне ...школьный врач-стоматолог.
Да-да, именно так! Это была привлекательная женщина с очень красивым
низким голосом. Она безумно любила петь. Обычно она приходила на урок
и уводила нескольких человек на осмотр к себе в кабинет. А мы жутко
этого боялись, стоматология ведь была тогда в ужасном состоянии, эти
жужжащие бормашины наводили такой страх! И вот однажды она повела на
осмотр меня, посадила в кресло. А дальше было примерно так. Она: «Открой
рот и не закрывай его... Бе-е-рёза бе-е-лая, подруга-а-а... Не закрывай
рот, пожалуйста... Так, широко, правильно ...весенних гор, прозра-а-а-чных
ре-е-ек... Ну-ка! Спой что-нибудь!» А я бормочу: «Ну, как я могу петь?
У меня рот открыт..." - «Ну, спой". И я что-то спела. Ей настолько
понравилось, что она отвела меня к преподавательнице вокала - практикантке,
окончившей Гнесинку. Вот таким чудесным образом все и началось. А потом
был Детский ансамбль песни и пляски имени Владимира Сергеевича Локтева,
выступления, гастроли. А после школы я поступила в ГИТИС.
- А как оказались в Театре оперетты?
- Можно сказать, случайно, но, наверное, тоже судьба! На последнем курсе
ГИТИСа мой педагог по вокалу Раиса Жданова, узнав, что в Театре оперетты
идут прослушивания на роль юной санитарки Любаши для оперетты «Севастопольский
вальс»,посоветовала мне пойти на прослушивания. Я подготовила два номера
-арию Розины из оперы «Севильский цирюльник» и какой-то украинский романс.
После того как я пропела, Павел Константинович Сальников, главный дирижер,
встал и сказал: «Думаю, есть необходимость пригласить директора театра».
Я спела все то же самое - и меня взяли на роль, а потом и зачислили
в труппу....
- Это правда, что долгое время режиссеры воспринимали вас
исключительно в качестве героини так называемых «советских оперетт»
и не давали вам петь классику?
- Да. Очень сложно существовать, когда после одной успешной работы на
тебе ставят определенное клеймо. Поэтому важно, чтобы кто-то в тебя
поверил и дал возможность двигаться дальше. Таким человеком стал для
меня Игорь Сергеевич Барабашов, ныне покойный, он был первым, кто увидел
меня в классическом репертуаре.
- Елена Геннадьевна, в этом году вы отметили 20-летие работы
в театре, а ведь был момент, когда вы были близки к тому, чтобы уйти
из оперетты: уехали из страны, пели в ресторане на Кипре...
- Было время, когда в моем творчестве наблюдался некоторый застой. Мне
захотелось попробовать в другом жанре, на эстраде. Кстати, эта практика
в дальнейшем оказалась весьма полезной, поскольку позволила приобрести
новые голосовые оттенки, увеличить голосовой диапазон. Нет, желания
уйти из театра у меня никогда не было.
- В нынешнем сезоне вы играете главную роль в премьере «Моя
прекрасная леди». В середине 60-х этот мюзикл уже ставили, и главную
роль тогда играла легендарная Татьяна Шмыга. Не было страха, что вас
начнут сравнивать, искать повторы?
- Вы знаете, я очень боюсь какого бы то ни было повтора, но спектакля
с участием Татьяны Ивановны Шмыги я никогда целиком не видела. Есть
еще фильм «Моя прекрасная леди» с Одри Хепберн 1964 года, но там показана
совершенно иная эпоха. Наш же спектакль отражает нюансы современной
жизни и вполне оригинален. Думаю, нам удалось этого достичь во многом
и благодаря режиссеру Александру Ãîрбаню. Он великолепный
актер, во время репетиций очень ярко показывал нам, какие образы он
хочет видеть на сцене.
- На сцене вы - героиня, на вас роскошные наряды, в вас
все влюбляются, на руках носят. А как в жизни? К примеру, с чего начинается
обычный день примы Театра оперетты?
- Как и у любой другой женщины, имеющей семью, ребенка, с забот по дому,
по хозяйству. Как правило, встаю в полвосьмого проводить сына в школу,
и как только дверь за ним закрывается, использую возможность относительного
спокойствия в доме, чтобы поспать еще немного. Но это редко удается,
чаще всего в одиннадцать начинаются репетиции.
- Актерский талант не приходится использовать в повседневной
жизни?
- Моя сценическая жизнь - это одно, в быту - совершенно другое; я даже
стараюсь забывать, что я актриса, я - обычный нормальный человек.
- Что для вас важнее - карьера или семья?
- Если вопрос ставить так остро... наверное, все-таки семья. Не буду
колебаться - семья. Хотя без театра будет очень тяжело. Я примеряла
на себя подобную ситуацию, и мне становится грустно от таких мыслей.
- Ваши родственники ходят на спектакли с вашим участием?
- По мере возможности. Родителям сейчас уже довольно трудно совершать
длительные поездки, но я стараюсь периодически показывать им свои работы.
Сын интересуется постольку-поскольку, муж проявляет серьезный интерес,
на каждый мой спектакль, каким бы он ни был, он дарит мне огромный букет
роз. Мой муж - это мой самый главный поклонник! Он всегда очень переживает,
и хотя он сдержан в эмоциях и в оценках спектакля - если ему понравилось,
по его реакции я могу это определить сразу.
- Супруг вас не ревнует к многочисленным поклонникам?
- Нет, ни к поклонникам, ни к партнерам. Он прекрасно понимает, что
это все игра, пускай достаточно искренняя, но игра.
- Каждый ваш выход на сцену-это огромнейший выплеск эмоций,
энергии. Как вы потом восстанавливаете силы?
- Этот энергетический выплеск от спектакля к спектаклю становится необходимой
потребностью, это как наркотик. Когда мы уходим в летний отпуск (а это
сорок - сорок пять дней без театра), мы, актеры, ощущаем нечто вроде
душевного голода. Эти выплески, хоть они и отнимают много сил и энергии,
для меня просто необходимы. Наверное, каждый актер может про себя такое
сказать. Как бы ты плохо себя ни чувствовал, какие бы ни были у тебя
в жизни проблемы - сцена лечит. А как отдыхаю? На самом деле после спектакля
где-то в течение часа я не чувствую усталости, я могу быть бодрой, активной,
веселиться, как будто бы не устала, даже, наоборот, нахожусь на подъеме.
Но проходит некоторое время, и наступает какая-то пустота, сбрасываешь
с себя всю напыщенность, пафос своих героинь и становишься обыкновенной
мамой, женой...
- Существует мнение, что театральная труппа - это террариум
единомышленников. Вы согласны?
- Террариум? Нет, это слишком сильно сказано. Несомненно, театр - это
сложный коллектив. Потому что каждый человек, выходящий на сцену, стремится
быть первым, узнаваемым, оригинальным. И эта борьба порождает зависть.
Но, как сказал Оскар Уайльд, зависть - это признание собственной несостоятельности,
и в этом я с ним абсолютно согласна.
- Но не будем лукавить, приме всегда завидуют. Вам приходилось
сталкиваться с этим?
- Не знаю, может быть, кто-то мне и завидовал, но я об этом никогда
не знала и не стремилась узнать. Я всегда шла своей дорогой, не делала
пакостей, гадостей, стремилась к совершенству.
- Оглядываясь назад, вы о чем-нибудь жалеете?
- Нисколько не жалею, что связала свою жизнь с опереттой. Если бы я
стала камерной певицей, то попросту «закопала" бы в себе остальные
свои способности - актерское мастерство, умение танцевать, чувствовать
музыку. Я счастливый человек.
- И напоследок, Елена, что бы вы могли сказать тем, кто
в оперетте никогда не был?
- Приходите в оперетту, не пожалеете! Думаю, это может пообещать вам
любой актер нашего театра.
Записала
Ирина РАЗИНА
|