Из
книги "Московская Оперетта" (Серия "звёзды московской
сцены"), 2001 год.
...Корреспондент
журнала «Канкан» во время блиц-опроса, посвященного 70-летию Московской
оперетты, спросил Елену Зайцеву: «От чего вы идете, создавая образ своей
героини, от себя или от героини?» — и получил ответ: «Я исхожу из представления
о том, как бы я повела себя в подобных обстоятельствах. Бывает, что
я долго не могу найти в себе качеств, адекватных образу, но, в любом
случае, я иду от себя. Все мои героини умеют любить, знают, чего хотят
в жизни, и стараются этого добиваться».
Этой точки зрения Зайцева придерживается и сегодня. Когда во время нашей
встречи речь зашла о Е. Образцовой, ее тезке и кумире, которая, готовя
ту или иную оперную партию, поначалу много слушает записи лучших исполнительниц
прошлого и настоящего и только потом приступает к созданию собственного,
отличного от других образа своей героини, Елена Зайцева сказала, что
поступает с точностью до наоборот. Она сразу идет от себя, и только
от себя, избегая таким образом подражания сложившимся стереотипам —
нашим и зарубежным.
Человек цельный, организованный, но живущий сердцем, Елена Зайцева не
любит резонеров и демагогов, не стремится рабски следовать чужим примерам
и советам доброжелателей, предпочитая собственный опыт. Ее талант —
это удивительный сплав наивности и рассудка, эмоциональности и трезвого
расчета, некоторого авантюризма и прагматизма. Под внешней весёлостью,
детскостью, юмором, даже озорством, если хотите, скрывается пытливый
интеллект.
«А ещё очень важно, где я пою, — замечает Елена Зайцева, — на сцене
театра в декорациях или на концертной площадке. Произведение одно, а
исполняется и звучит по-разному. И очень важен дирижер. Опытные театральные
дирижеры знают, где певцу трудно, где ему можно дышать, а где нельзя,
и помогают разрешить те или иные противоречия, связанные с актерской
и человеческой индивидуальностью. Хороший оркестр умеет быть тактичным
в аккомпанементе».
На мой вопрос, что бы ей особенно хотелось сыграть и спеть, Елена Зайцева
ответила: «Любую роль, лишь бы музыка была хорошая». И в этих словах
мне вдруг послышалась ария-мечта Элизы Дулиттл: «Я танцевать хочу, я
танцевать хочу до самого утра...» Вот бы Елене эту роль сыграть, которая
написана будто для нее! После неподражаемой Татьяны Шмыги это будет
совсем не просто, но Зайцевой она по силам.
Мой рассказ о солистке Московской оперетты Елене Зайцевой был бы не
совсем полным, если бы я не задал ей несколько вопросов, которые сегодня
волнуют многих зрителей. Итак...
-
В последнее время часто можно услышать, особенно в молодежной среде,
что век оперетты закончился и ей на смену пришел мюзикл. Вы согласны
с этим прогнозом?
- Думаю, хоронить оперетту рано, тем более что это не раз уже делалось
и в прошлом веке, и в нынешнем. В нашей стране многие любят этот веселый
оптимистический жанр и вряд ли захотят расстаться с тем, что им привычно
и дорого, что помогало выживать в самые трудные годы. У мюзикла своя
судьба. Помню, когда я впервые увидела «Кошки», я была потрясена. Но
это совсем другая эстетика, другая манера исполнения и восприятия. Пока
оперетта и мюзикл прекрасно сосуществуют.
- Вы хотели бы попробовать себя в мюзикле?
- В настоящем, таком, как, например, «Вестсайдская история» или «Кошки»,
конечно.
- А как вы относитесь к мюзиклу «Метро», который идет в вашем
театре и о котором столько разговоров и споров?
- Как ко всему новому, с интересом.
- «Я знаю, что половина страницы партитуры Листа перевесит все
мои как уже написанные, так и будущие оперетты, — писал Имре Кальман.
— Большие композиторы всегда будут иметь своих почитателей и ценителей,
но параллельно им должны существовать и театральные композиторы, которые
не пренебрегают легкой, жизнерадостной, остроумной, нарядно приодетой
и ярко звучащей музыкальной комедией». Вы согласны с этим замечанием
великого маэстро?
- Замечательно сказано! Жаль только, что эту точку зрения не разделяют
современные композиторы. А так хочется «легкой, жизнерадостной, остроумной,
нарядно приодетой и ярко звучащей» комедии!
- Вас не шокирует, что теперь и оперетту поют с использованием
техники?
- Если техника идеальная, она дает возможности иных сценических решений,
что вносит в спектакль дополнительные краски. Однако живой голос — это
живой голос, и этим все сказано. Я за спектакли разные.
- Ваше отношение к поклонникам? Не мешаюх?
- Театр без зрителей - всего лишь стены. Как могут мешать те, ради кого
мы ежедневно выходим на сцену? Без тепла и поддержки зала актер увядает."
Валерий
Модестов
|